Препятствия
    в обучении
    Существует 3 различных
    набора физиологических и умственных реакций,
    происходящих от 3 различных аспектов обучения.
    Это 3 различных набора симптомов.
    (1) Обучение при недостатке
    массы, на которой будет использоваться изучаемая
    технология, вызывает большие затруднения у
    студента.
    На самом деле это может
    вызвать у него ощущение подавленности. Вызвать
    ощущение согнутости, своего рода слабости и
    головокружения, состояния безжизненности, скуки,
    сильного раздражения.
    Все приведенное выше будет
    результатом изучения действия чего-либо при
    недостатке его массы.
    Фотографии могут помочь, и
    учебные фильмы будут хорошим подспорьем, так как
    они могут дать некое представление о массе,
    однако печатный текст и объяснения на словах не
    могут заменить трактор тому, кто изучает
    трактора.
    Вы должны осознать этот
    факт во всей его чистоте – суть в том, что
    обучение с отсутствием массы вызывает
    физиологические реакции у учащихся. Вот то, чему
    я хочу вас научить.
    Это просто факт.
    Вы пытаетесь обучить этого
    парня всему, что касается тракторов, но при этом
    не показываете ему ни одного трактора, -- ну, тогда
    все это закончится тем, что он закончит
    перекошенным лицом, головными болями и
    болезненным ощущением в желудке. У него будут
    очень часто болеть глаза и время от времени будет
    кружиться голова.
    Это физиологические
    данные, имеющие отношение к процессингу и науке о
    разуме.
    Вы можете, следовательно,
    ожидать наиболее высокого уровня самоубийств и
    заболеваний в той области образования, которая в
    наибольшей степени связана с изучением
    недостаточности масс.
    Это препятствие – изучение
    чего-либо в отсутствии его массы, -- дает наиболее
    отчетливые и легко распознаваемые реакции.
    Если ребенок в процессе
    обучения чувствует себя больным и можно
    проследить, что недомогание берет свое начало от
    этого источника, единственно верным лекарством
    будет предоставить ему массу – физический
    объект или его разумную замену – и все пройдет.
    _________________
    (2) Существует еще одна
    серия физиологических явлений, которая
    происходит от слишком круто взятого уклона в
    процессе обучения.
    Вот этот другой источник
    физиологических реакций в процессе обучения –
    несоблюдение принципа постепенности.
    Он производит что-то вроде
    замешательства и ощущения, что голова идет
    кругом.
    Вы движетесь с превышением
    скорости.
    Был сделан слишком большой
    скачок, поскольку студент не понял того, что он
    делал до этого, однако перескочил к последующему
    материалу слишком резко для себя и слишком
    поспешно двинулся дальше, а в результате все
    возникающие у него трудности он будет
    приписывать новому материалу.
    Здесь вам необходимо
    понять разницу между двумя явлениями – потому
    что нарушение принципа постепенности выглядит
    очень похоже на 3-е из этих зависаний в обучении,
    определения слов, -- но вы должны помнить, что это
    совершенно разные вещи.
    Нарушение принципа
    постепенности относится скорее к области
    делательности, но все же вторгается и в область
    понимания. Однако в случае нарушения принципа
    постепенности нас интересует именно действие. У
    нас есть намеченный курс, состоящий из
    последовательных действий. Мы обнаруживаем, что
    студент ужасно запутался, приступив ко второму
    из запланированных действий. Мы должны тогда
    предположить, что он так и не разобрался
    по-настоящему с первым действием.
    Средством от слишком
    стремительного продвижения является
    возвращение. Выясните, на каком этапе студент не
    чувствовал замешательства относительно
    сложности, а затем узнайте, какое следующее
    действие он начал выполнять. Найдите то, что он
    понимал хорошо. В чем он разобрался хорошо как
    раз перед тем, как запутался – и тогда мы
    обнаружим, что он не разобрался в этом
    по-настоящему.
    Это находится прямо в конце
    того, что ему было понятно, и, как вы видите, сразу
    после этого он столкнулся с материалом, который
    для него превышал уровень сложности.
    Это наиболее ясно видно и
    применимо в области делательности.
    Вот все, что касается
    нарушения принципа постепенности и полный набор
    симптомов, сопровождающих это препятствие.
    __________
    (3) Есть еще и третье
    препятствие. Совершенно иной набор
    физиологических реакций, вызываемых пропущенным
    определением слова. Пропущенное определение
    вызывает у человека отчетливые ощущения пустоты
    или изможденности. После этого следуют чувство,
    будто он-не-здесь, и что-то вроде нервной
    истерики.
    Из этого 3-его аспекта
    обучения, представляющего собой неправильно
    понятое или непонятное значение слова, слово с не
    определенным значением, проистекают такие
    проявления, как “срывы”.
    Именно это препятствие
    вызывает срыв.
    Столкнувшись с двумя
    предыдущими препятствиями, человек не
    обязательно бросит обучение – они связаны
    настолько очевидно со срывом. Они представляют
    собой чисто физиологические явления.
    Непонятое слово гораздо
    более важно. Оно формирует человеческие
    взаимоотношения, ум и восприятие окружающего
    мира. Оно определяет способности или их
    отсутствие, и именно это годами пытались
    тестировать психологи, не распознавая, что это
    такое.
    Это определения слов.
    Непонятое слово.
    Именно к этому все
    сводится, и это дает такое огромное разнообразие
    влияний на ум, что само по себе составляет
    первостепенный фактор, ответственный за тупость
    и множество других вещей.
    Если у человека не было
    непонятых слов, его талант, возможно, проявится, а
    возможно, и нет, но его делательность будет
    присутствовать.
    Мы не можем сказать, что
    Саша писал бы картины так же хорошо, как и Коля,
    если бы они оба были не аберрированны в области
    искусства, но можно сказать, что неспособность
    Саши писать картины по сравнению с его
    способностью выполнять движения, необходимые
    для написания картин, зависит исключительно и
    только от определений слов – исключительно и
    только от определений слов.
    У человека, не имеющего
    способностей к искусству, есть некое слово в
    сфере искусства, которое он не определил или не
    понял, и это лишает его способности действовать в
    этой области.
    Это очень важно, поскольку
    говорит нам о том, что влияет на делательность
    человека, и показывает, что восстановление его
    способности действовать зависит только от
    восстановления понимания непонятого им слова –
    непонятого определения.
    Это очень быстрый
    процессинг. С его помощью можно получить
    мгновенные, впечатляющие и внушительные
    результаты.
    Он выполняется по
    технологии, и эта технология очень проста.
    Он вводится на нижних
    уровнях, потому что это необходимо. Это не значит,
    что он не важен, это значит, что он стоит при
    начале пути в Саентологию.
    Это абсолютно
    фантастическое открытие в области образования,
    не пренебрегайте им.
    Вы можете проследить до
    истоков тупость в любом предмете или смежном
    предмете, который с ним перепутался. Психолог не
    понимает Саентологии. Он никогда не понимал ни
    единого слова в психологии, поэтому и не понимает
    Саентологии.
    Открытие о значении
    неправильно понятого слова действительно
    распахивает двери к Образованию. И хотя я
    рассказал вам о нем в последнюю очередь, это –
    самое главное препятствие в обучении.
    Л. Рон Хаббард